01 - 11 - 2020

Хованская Е.И. Ранняя профессиональная ориентация учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения

статья опубликована в сборнике «Проблемы региональной психологии: теория, практика, эксперимент. Материалы Региональной научно-практической конференции 5 апреля 2007г.» – Саратов: Научная книга, 2007), стр.193-195

          В соответствии с принятой в рамках национального проекта «Образование» концепции предпрофильной подготовки и профильного обучения Министерства просвещения РФ перед школьными психологами и учителями поставлена задача проведения ранней профессиональной ориентации учащихся старших классов средней школы. Проблема обеспечения решения такого рода задачи в современных условиях связана с отсутствием адекватных, валидных и надежных психологических методик, диагностирующих профессиональные способности учащихся. В виду таких объективных сложностей нами была предпринята апробация в ходе профориентационного консультирования старшеклассников уникальной методики, выработанной автором данной статьи по результатам междисциплинарных исследований, осуществляемых с 1997 по 2006 г.г.

В ходе 10-тилетних исследований нами проводился сравнительный качественно-математический анализ результатов анкетирования, психологического тестирования и отчетов о послешкольном определении бывших учеников ряда саратовских школ с астро-психологическим содержанием свойств личности, выявляемым при помощи пространственно-временных данных момента рождения ребенка. В исследовании приняли участие более 500 человек в возрасте от 7 и до 60 лет. Итогом исследований явилась разработка методики выявления талантов, способностей к тому или иному виду профессиональной деятельности – Методика выявления предрасположенности к видам профессиональной деятельности («СарРАС - Профориентация»)[1], которая позволяет с высокой степенью надежности определять области наибольшей успешности личности. Данная методика позволяет составить дифференцированный прогноз успешности относительно получения образования, овладения профессией, создания оригинальных творческих продуктов деятельности,  приобретения наибольшей материальной выгоды.

Результаты проведения нашей методики показали, что связь «Образование – Профессиональные занятия – Доходы» действует не всегда. Заработок и профессиональная деятельность многих людей зачастую не связаны с тем образованием, которое они получили. Кроме того, в современных условиях, когда отсутствует послевузовское распределение и стабильная заработная плата, мотив доходов и выгоды является одним из определяющих при выборе профессии. Поэтому при консультировании учащихся наряду с обсуждением перспектив получения высшего или среднего специального образования, возможностей социальной реализации акцент делался и на доходность будущих занятий. Продолжительность одной консультации составляла 2,5-3 часа. По окончании консультации каждому учащемуся были выданы письменные рекомендации. Письменная рекомендация представляет собой альтернативную модель дальнейшего пути профессионального самоопределения учащегося с учетом его индивидуальных особенностей (психологических, характерологических, наличия специальных способностей и талантов и т.д.). В рекомендациях описаны сферы деятельности (как по форме, так и по содержанию, по сути, по природе занятий), которые одновременно проанализированы с точки зрения доходности, возможности получения высшего или среднего специального образования и успешности (авторитет, признание, реализация честолюбивых замыслов, социальный статус, возможности карьерного роста).

Составленные на основе методики «СарРАС – Профориентация» рекомендации позволяют учащимся выбрать наиболее подходящие для себя варианты ближайшей или будущей профессиональной перспективы. Выбор, который в результате делает старшеклассник, всегда может быть самостоятельным. Придерживаясь рекомендаций, учащийся может запланировать, спрогнозировать свое профессиональное будущее.

Опыт проведения подобного рода профориентационных консультаций со старшеклассниками показывает не только их информационную и рационалистическую ценность, но и убеждает в возможности осуществления ими функции стабилизации эмоционально-психологической сферы личности старшеклассника, переживающего один самых серьезных возрастно-социальных кризисов, связанных с самоидентичностью [4], профессиональным самоопределением и выбором жизненного пути [2; 3, с.315-353]. В результате проведенной нами профориентационной работы учащиеся отмечали у себя появление веры в собственные силы, нового смысла жизни, переживание возможности существования своего призвания. Актуализация таких жизненных стремлений, по мнению В.Н. Колюцкого, связана с зарождением сущностного жизненного мира личности [1; 3].

Преимущества примененного при профориентации подхода состоит в том, что:

- на первоначальном этапе сбора и анализа информации не требуется присутствие самого ребенка;

- не требуется проведение анкетирования и тестирования, что исключает влияние факторов, способствующих искажению информации;

- методика может быть использована при консультировании родителей детей, в т.ч. младшего возраста, по вопросам ранней диагностики способностей и предрасположенности детей к тому или иному виду профессиональной деятельности;

- диагностические возможности методики могут оказаться необходимыми  при консультировании взрослых людей, озабоченных выбором или сменой вида профессиональной деятельности.

Дополнительно нами были проанализированы диагностические возможности разработанной методики в выявлении индивидуальных особенностей обучаемости и усвоения информации ребенком в ходе учебного процесса в классной группе. Было установлено, что данная методика позволяет прогнозировать индивидуальные особенности обучения и представлять следующую информацию:

·         следует ли давать ученику только начальное направление, а дальше предоставить самостоятельность, или помогать ему на всей  первой стадии обучения, дойдя вместе с ним до технических способов воплощения;

·         является ли для него решающим для лучшего восприятия наличие тесного эмоционального контакта с преподавателем, или он предпочитает в обучении диалог в коллективе и возможность высказать свои соображения;

·         насколько большими порциями может воспринимать новое и быстро усваивать;

·         насколько часто ему надо менять вид деятельности;

·         в каком виде лучше подавать ученику новый материал – в самом общем или максимально конкретно;

·         будет ли он опираться преимущественно на логический подход, легко ли он связывает информацию из различных областей, насколько для него имеет значение наличие привычных ассоциаций, сильно ли влияет предыдущий опыт;

·         в случае, если характер восприятия и обучения подчёркнут особо сильно, ориентирован ли ученик на авторитетное мнение, стремится ли разобраться в деталях, проверить на собственном опыте; лучше всего учится по книгам или предпочитает всё осмысливать сам, а исходную информацию хватает отовсюду, немного из книг, что-то из лекций, что-то из разговоров с товарищами;

·         как преподаватель может узнать, насколько ученик усвоил предмет: будет ли ученик спешить продемонстрировать свои знания или предпочтёт, чтобы его спросили; или он будет выражать себя только в эмоционально положительной атмосфере; или если только хорошо усвоил материал и твёрдо уверен в своих знаниях;

·         в тех случаях, когда это возможно, могут быть спрогнозированы наиболее вероятные периоды, когда в школе или в связи с обучением (без называния причин) могут начаться определённые трудности.

  Обобщенные результаты исследования в отдельном классе могут быть представлены в виде рекомендаций  учителю.  Например:

1.      «Предпочитает в обучении диалог в коллективе и возможность высказать свои соображения»  (перечисляются фамилии учеников).

2.      «Решающим для лучшего восприятия является наличие тесного эмоционального контакта с преподавателем» (фамилии).

3.      «Помогать ученику на всей первой стадии обучения, дойдя вместе с ним до технических способов воплощения»  (фамилии).

4.      «Воспринимает новое и быстро / медленно усваивает, если подавать материал небольшими / достаточно большими порциями  в самом общем виде / максимально конкретно» (фамилии) и т.д..

Результаты профориентационной работы с использованием Методики выявления предрасположенности к видам профессиональной деятельности («СарРАС - Профориентация») получили высокую оценку при экспертной оценке на ряде методических семинаров работников образования и  педагогических советах школ, обратившихся с социальным заказом на обеспечение профессионального ориентирования учащихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колюцкий В.Н. Сущностный жизненный мир; феноменология и вопросы онтогенеза // Вестник Университета РАО. 1997. № 2.

2. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.  – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

 
Хованская Е.И.
Отдел допрофессиональной подготовки
Дворца творчества детей и молодежи г.Саратова
05 апреля 2007г.
 


1 - Методика выявления предрасположенности к видам профессиональной деятельности («СарРАС – Профориентация») в настоящее время проходит завершающую стадию оформления защиты авторских прав.