01 - 11 - 2020

Хованская Е.И. Диагностика специальных способностей и предрасположенности к видам профессиональной деятельности (опыт работы в объединении «Художественная роспись по дереву»)

Доклад на I научно-практической педагогической конференции, теперь уже ежегодно проводимой во Дворце творчества детей и молодежи г.Саратова . Ноябрь 2008г.

      Дополнительное образование – сфера, где в большей степени, чем в школе, можно действительно реализовать индивидуальный подход к обучению. При индивидуальном подходе к обучению, как общему, так и профессиональному, очень важно знать, в какой форме ученик – ребёнок или взрослый (а в объединении «Художественная роспись по дереву» занимаются дети вместе с родителями), - лучше воспримет новые знания и навыки, как лучше сформулировать задание для него, насколько большими порциями он может усваивать новое, какие стимулы его подстегнут, как повлияет на него эмоциональная атмосфера, насколько важны личные отношения с педагогом и коллективом, может ли он сам организовать свою работу и т.д.

    Я посвящаю часть своего творческого времени работе с детьми и взрослыми, обучая их различным видам росписи по дереву, которыми владею сама. Не секрет, что народное творчество – искреннее, глубокое, мудрое, жизнерадостное, сохраняющее связь с национальными корнями, - в настоящее время не находит поддержки на самых разных уровнях. Это очевидная ситуация. Я её принимаю и понимаю родителей, которые приводят своих детей в совсем другие кружки, с их точки зрения, более престижные сегодня.            

    Многие родители, не желая навязывать ребёнку собственные представления, собственные неосуществлённые мечты, задаются вопросом, на что соориентировать своё чадо, в какой творческий кружок или спортивную секцию его определить, какие его интересы и способности поддерживать и развивать. Стоит ли тратить силы и средства на изучение английского, если у ребёнка вообще нет предрасположенности к изучению иностранных языков, или знание их не будет востребовано в будущем? Мучить ли его, не имеющего способностей, в музыкальной школе, или радоваться вместе с ним его успехам в радиофизическом кружке?  Готовить ли его к поступлению в медицинский институт, потому что там есть связи, или потому что он из семьи потомственных врачей (учителей, адвокатов, бухгалтеров…), или его призвание в   чём-то другом?

    Многие дети 14-16 лет не способны определить, в какие профильные классы им следует идти, но в связи с принятой в рамках национального проекта «Образование» концепции предпрофильной подготовки и профильного обучения Министерства просвещения РФ такой выбор детям (и их родителям) предстоит делать. Современная российская школа не всегда   может помочь ученику в проведении ранней профессиональной ориентации.

Проблема обеспечения решения такого рода задачи в современных условиях связана с отсутствием адекватных, валидных и надёжных психологических методик, диагностирующих профессиональные способности учащихся. Эта мысль красной лентой проходила через многие выступления психологов, прозвучавшие на региональной научно-практической конференции, состоявшейся в Саратовском государственном университете им. Чернышевского 5 апреля 2007г. (см. «Проблемы региональной психологии: теория, практика, эксперимент. Материалы Региональной научно-практической конференции 5 апреля 2007г.» – Саратов: Научная книга, 2007).

    В течение 10-ти лет проводились междисциплинарные исследования, в которых приняли участие более 500 человек в возрасте от 7 и до 60 лет. Их итогом явилась разработка методики выявления талантов, способностей к тому или иному виду профессиональной деятельности  - Методика выявления предрасположенности к видам профессиональной деятельности «САРРАС-Профориентация» (методика защищена авторским правом в 2007г. ив настоящее время проходит завершающую стадию патентования её в качестве полезной модели).

    Методика позволяет выявить и описать предпочтительные для данного человека сферы деятельности (как по форме, так и по природе занятий), которые одновременно проанализированы с точки зрения доходности, возможности получения высшего или среднего специального образования, успешности  и ощущения внутреннего удовлетворения.

     Поскольку по образованию я – психолог и принимала участие в упомянутых исследованиях и в разработке самой Методики, я не могла отказать себе в удовольствии применить новейшие научные достижения в своей работе и, начиная с 2005 года, проводила диагностику, необходимую мне для осуществления индивидуального подхода к обучению, и  консультации учащихся объединения «Художественная роспись по дереву» и их родителей по вопросу ранней профессиональной ориентации.

Результаты проведения нашей методики показали, что связь «Образование – Профессиональные занятия – Доходы» действует не всегда. Заработок и профессиональная деятельность многих людей зачастую не связаны с тем образованием, которое они получили. Кроме того, в современных условиях, когда отсутствует послевузовское распределение и стабильная заработная плата, мотив доходов и выгоды является одним из определяющих при выборе профессии. Поэтому при консультировании учащихся наряду с обсуждением перспектив получения высшего или среднего специального образования, возможностей социальной реализации акцент делался и на доходность будущих занятий. По окончании консультации каждому учащемуся были выданы письменные рекомендации. Письменная рекомендация представляет собой альтернативную модель дальнейшего пути профессионального самоопределения учащегося с учетом его индивидуальных особенностей (психологических, характерологических, наличия специальных способностей и талантов – к музыке, рисованию, танцам, изучению иностранных языков и т.д.). В рекомендациях описаны сферы деятельности (как по форме, так и по содержанию, по природе занятий), которые одновременно проанализированы с точки зрения доходности, возможности получения высшего или среднего специального образования и успешности (авторитет, признание, реализация честолюбивых замыслов, социальный статус, возможности карьерного роста). Составленные на основе методики «САРРАС – Профориентация» рекомендации позволяют учащимся выбрать наиболее подходящие для себя варианты ближайшей или будущей профессиональной перспективы. Выбор, который в результате делает человек, всегда может быть самостоятельным. Придерживаясь рекомендаций, учащийся может запланировать, спрогнозировать свое профессиональное будущее.

Преимущества примененного при профориентации подхода состоит в том, что:

- методика может быть использована при профориентационном  консультировании учащихся старших классов;

- методика может быть использована при консультировании родителей детей, в т.ч. младшего возраста, по вопросам ранней диагностики способностей и предрасположенности детей к тому или иному виду профессиональной деятельности;

- диагностические возможности методики могут оказаться необходимыми  при консультировании взрослых людей, озабоченных выбором или сменой вида профессиональной деятельности.

 

Хованская Е.И.
Отдел допрофессиональной подготовки
Дворца творчества детей и молодежи г.Саратова
 
Ноябрь 2008г.